Многие люди, которые обвиняют сейчас Булгакова в нелюбви к Украине – реально не читали его произведений, лишь вырванные из контекста цитаты (и обычно это видно по первой же реплике их упреков в адрес М.Б.)

В свое время я поспорила (и выиграла спор) с одним украинофобом, утверждавшим, что М.Б. не признавал Украину как таковую. Я сказала, что слово «Украина» написано на первых же страницах «Белой гвардии». Откройте – и увидите сами.

У нас нет информации о нелюбви что М.Б. к Украине. Ни в прямой авторской речи в произведениях Булгакова, ни в строках его дневников, ни в воспоминаний друзей, ни в написанных на него доносах (коих было немало).
На деле в вину М.Б. ставят лишь два предложения сказанных, не самим автором, а его персонажем – Алексеем Турбиным:

«Я б вашего гетмана за устройство этой маленькой Украины повесил бы первым!.. Кто терроризировал русское население этим гнусным языком, которого и на свете не существует?».

Однако в другом месте романа люди говорят «- Болботун - великий князь Михаил Александрович. - Наоборот: Болботун - великий князь Николай Николаевич»... Но мы же не будем всерьез предполагать, что М.Б. реально считал реального полковника Петра Болбочана – представителем царской семьи. Мы понимаем, что автор просто передает нам адскую смесь слухов, сплетен, настроений, которые ходили по Киеву 1918 года.

Да, правда, персонаж Турбин – альтер-эго писателя. Но (это важный факт) Булгаков не описывал его как персонажа положительного, а тем паче героического («старший… был человек-тряпка»).

В «Белой гвардии» – почти нет положительных персонажей. По сути положительных персонажа там лишь три: Господь Бог (из сна Турбина), полковник Най-Турс (который спасает мальчишек ценой своей жизни) и соседский мальчик Петька Щеглов («Петька был маленький, поэтому он не интересовался ни большевиками, ни Петлюрой, ни Демоном. И сон привиделся ему простой и радостный: как солнечный шар»)

Семья Турбиных и их друзья – это истории очень молодых (от 18 до 20 с хвостом), совершенно не идеальных и чрезвычайно растерянных людей, за окнами которых грохочет История. И они пытаются понять происходящее, передают друг другу сплетни и слухи, выказывают разные политические пристрастия, спорят, напиваться в зюзю, влюбляются, плачут…

Лично для меня молодость героев факт принципиальный. В дальнейшем они изменяться. Кто-то погибнет. Кто-то окажется по разные стороны баррикады. (М.Б. собирался писать подобное продолжение, но не сложилось)
(Распространенная ошибка: многие путают роман «Белая гвардия» и пьесу «Дни Турбиных». Но там много важных отличий. В пьесе герои стали старше, их значимость выше – многие из них уже сами участвуют в Истории, влияют на нее. Най-Турс из пьесы был вычеркнут и его роль досталось Турбину… но все эти переделки Булгаков совершил уже по требованию театра. Если же взять известный фильм Басова, то там и подавно герои - люди средних лет)

Если же вернуться к замыслу самого Булгакова… Гениальность автора «Белой гвардии» в том, что он точно передал чувства не-героя – а Маленького человека, за окнами которого Грохочет Большая История, и он тщетно пытается понять, что происходит и как ему жить дальше.

Ибо в каждом столетии будут свои герои, а чувства маленького человека - всегда будут неизменными.

П.С.
По другим упрекам…

М.Б. не был имперским писателем и не писал об имперском Киеве – свое первое известное нам произведение «Белая гвардия» он написал о Киеве 1918 года Гетмана Скоропадского.

Более того - Булгаков жил и связывал все свои планы на жизнь с Украиной Скоропадского. И главная его претензия к Скоропадскому была именно в том, что Украина Скоропадского рухнула.

Да М.Б. явно недолюбливал Петлюру. И у него были на то причины. Во-первых, именно благодаря Петлюре и рухнула Украина Скоропадского (не забывайте что сторонник независимой Украины Скоропадский и сторонник независимой Украины Петлюра – боролись между собой).

Во-вторых, при отступлении Петлюровцев была сожжена дотла единственная собственность семьи Булгаковых - их дом-дача в Буче (вот такой мрачный привет из прошлого)

Да, Булгаков вряд ли понимал Украинский проект так как его понимаем сейчас мы… Но давайте вспомним, М.Б. сел писать «Белой гвардии» ровно 100 лет (!!!) назад в 1922 г. , и простим ему отсутствие дара предвидения.
Но если вы все же читали «Белую гвардию», то знаете: как автор он честно пытался этот проект понять –– увидеть историю 1918 года глазами разных персонажей.

И при своей нелюбви к Петлюре Булгаков явно и недвусмысленно признавал его представителем народной силы:

«То не серая туча со змеиным брюхом разливается по городу, то не бурые, мутные реки текут по старым улицам - то сила Петлюры несметная на площадь старой Софии идет на парад.
Первой, взорвав мороз ревом труб, ударив блестящими тарелками, разрезав черную реку народа, пошла густыми рядами синяя дивизия.
В синих жупанах, в смушковых, лихо заломленных шапках с синими верхами, шли галичане. Два двуцветных прапора, наклоненных меж обнаженными шашками, плыли следом за густым трубным оркестром, а за прапорами, мерно давя
хрустальный снег, молодецки гремели ряды, одетые в добротное, хоть немецкое сукно. За первым батальоном валили черные в длинных халатах, опоясанных ремнями, и в тазах на головах, и коричневая заросль штыков колючей тучей лезла на парад.
Несчитанной силой шли серые обшарпанные полки сечевых стрельцов. Шли курени гайдамаков, пеших, курень за куренем, и, высоко танцуя в просветах батальонов, ехали в седлах бравые полковые, куренные и ротные командиры. Удалые марши, победные, ревущие, выли золотом в цветной реке.
За пешим строем, облегченной рысью, мелко прыгая в седлах, покатили конные полки. Ослепительно резнули глаза восхищенного народа мятые, заломленные папахи с синими, зелеными и красными шлыками с золотыми кисточками.
Пики прыгали, как иглы, надетые петлями на правые руки. Весело гремящие бунчуки метались среди конного строя, и рвались вперед от трубного воя кони командиров и трубачей…
Народ тучей обмывал серые и желтые стены домов, народ выпирал и лез на тумбы, мальчишки карабкались на фонари и сидели на перекладинах, торчали на крышах, свистали, кричали: ура... ура...
- Слава! Слава! - кричали с тротуаров.
Лепешки лиц громоздились в балконных и оконных стеклах.
Извозчики, балансируя, лезли на козлы саней, взмахивая кнутами.
- Ото казалы банды... Вот тебе и банды. Ура!
- Слава! Слава Петлюри! Слава нашему Батько!
- Ур-ра...
- Маня, глянь, глянь... Сам Петлюра, глянь, на серой. Какой красавец...
- Що вы, мадам, це полковник.
- Ах, неужели? А где же Петлюра?
- Петлюра во дворце принимает французских послов с Одессы.
- Що вы, добродию, сдурели, яких послов?
- Петлюра, Петр Васильевич, говорят (шепотом), в Париже, а, видали?
- Вот вам и банды... Меллиен войску.
- Где же Петлюра? Голубчики, где Петлюра? Дайте хоть одним глазком взглянуть.
- Петлюра, сударыня, сейчас на площади принимает парад.

- Петлюра. Петлюра. Петлюра. Петлюра. Петлюра...
Гремели страшные тяжкие колеса, тарахтели ящики, за десятью конными куренями шла лентами бесконечная артиллерия. Везли тупые, толстые мортиры, катились тонкие гаубицы; сидела прислуга на ящиках, веселая, кормленая,
победная, чинно и мирно ехали ездовые. Шли, напрягаясь, вытягиваясь, шестидюймовые, сытые кони, крепкие, крутокрупые, и крестьянские, привычные к работе, похожие на беременных блох, коняки. Легко громыхала конно-горная
легкая, и пушечки подпрыгивали, окруженные бравыми всадниками.
- Эх... эх... вот тебе и пятнадцать тысяч... Что же это наврали нам. Пятнадцать... бандит... разложение... Господи, не сочтешь. Еще батарея...еще, еще...
Толпа мяла и мяла Николку, и он, сунув птичий нос в воротник студенческой шинели, влез, наконец, в нишу в стене и там утвердился. Какая-то веселая бабенка в валенках уже находилась в нише и сказала Николке радостно:
- Держитесь за меня, панычу, а я за кирпич, а то звалимся.
- Спасибо, - уныло просопел Николка в заиндевевшем воротнике, - я вот за крюк буду.
- Де ж сам Петлюра? - болтала словоохотливая бабенка, - ой, хочу побачить Петлюру. Кажуть, вин красавец неописуемый…»
Михаил Булгаков "Белая гвардия"

Читайте Страну в Google News - нажмите Подписаться